Оглавление

1. Учиться
2. Правитель
3. Восемью рядами
4. Там, где человечность
5. Гунье Чан
6. Вот Юн...
7. Я продолжаю
8. Великий первенец
9. Учитель редко...
10. В своей деревне
11. Прежде люди, изучая...
12. Янь Юань
13. Цзылу
14. Сянь спросил...
15. Князь Чудотворный
из удела Вэй

16. Младший
17. Ян хо
18. Владетель Вэй
19. Цзы-чжан
20. Яо сказал...

Глава 15. Князь Чудотворный
из удела Вэй

123456789101112131415161718192021222324252627282930313233
343536373839404142
 
15:6
     Цзы-чжан спросил (о том, как сделаться известным, получить) ход. Философ сказал: «(Если) слова (будут) преданны и заслуживающие доверия, поступки тверды и внимательны, (то) хотя бы (то было) государство Мань (или) Мо, (получишь) ход, (но ежели) слова не преданны и не заслуживающие доверия, поступки не тверды и не внимательны, (то) хотя бы (то были родные) округ (или) деревня, пойдет ли? (Если ты) стоишь, то видь (представляй эти две фразы: преданность и твердость, как бы) они смежно (стоят пред тобой, впереди, едешь ли) в повозке, то видь их опирающимися на ярмо (поперечину у оглобель) — эдак, так после (можно получить) ход!» Цзы-чжан написал (эти слова) на концах пояса.
(Перевод В. П. Васильева)
     Цзы-чжан спросил: «Как сделаться известным?» Философ сказал: «При искренности и верности в слове, твердости и благоговении в деятельности, и в царстве дикарей можно преуспевать (сделаться известным). При отсутствии этих качеств, хотя бы даже в близком соседстве, разве можно преуспевать? Когда стоишь, представляй, что они (эти качества) предстоят пред тобою; когда находишься в экипаже, представляй, что они опираются на ярмо и тогда преуспеешь (пойдешь)». Цзы-чжан записал эти слова на поясе.
(Перевод П. С. Попова)
     Цзы-чжан спросил о том, как себя правильно вести. Учитель ответил: «Если в словах искренен и правдив, в поступках честен и почтителен, то такое поведение допустимо и в государстве варваров. Если же в словах не искренен и не правдив, в поступках не честен и не почтителен, то разве в своей деревне такое поведение допустимо? Когда стоишь, представь, что видишь эти [два] принципа перед глазами; когда сидишь в повозке, представь, что видишь эти [два] принципа на поперечине. Только после этого ты сможешь поступать правильно». Цзы-чжан записал эти слова у себя на поясе.
(Перевод В. А. Кривцова)
     Цзычжан спросил о том, что значит проявить себя. Учитель ответил:
     — Если твои речи честны и правдивы, а поступки благородны и исполнены почтительности, то проявишь себя даже в землях варваров. Но как сможешь проявить себя, пусть даже и в родных краях, если речи твои лживы и нечестны, а поступки лишены благородства и почтительности? Когда стоишь, то должен видеть это мысленно перед собой, а едешь в повозке — видеть это, словно оно прислонилось к перекладине. Тогда только и сможешь проявить себя.
     Цзычжан записал это на своем поясе.
(Перевод И. И. Семененко)
     Цзычжан спросил о том, как можно повсюду пройти. Учитель сказал:
     — Если слова вызывают глубокое доверие, а поведение искреннее почтение, то хотя и попадешь к южным или северным варварам — пройдешь.
     Если же слова не будут вызывать глубокого доверия, а поведение искреннего почтения, то даже двигаясь по родной округе — не пройдешь.
     Когда остановился, представь, что все это перед тобой, а когда едешь в колеснице, представь, что все это теснится в колеснице. Проникнись этим — и пройдешь!
     Цзылу записал это на своем поясе.
(Перевод А. Е. Лукьянова)