Оглавление

1. Учиться
2. Правитель
3. Восемью рядами
4. Там, где человечность
5. Гунье Чан
6. Вот Юн…
7. Я продолжаю
8. Великий первенец
9. Учитель редко…
10. В своей деревне
11. Прежде люди, изучая…
12. Янь Юань
13. Цзылу
14. Сянь спросил…
15. Князь Чудотворный
из удела Вэй

16. Младший
17. Ян хо
18. Владетель Вэй
19. Цзы-чжан
20. Яо сказал…

Глава 10. В своей деревне

123456789101112131415161718192021222324252627
 
10:18
     (Когда) Государь награждал его кушаньем (т. е. присылал на дом, то Конфуций) непременно (разостлав) прямо рогожку, наперед отведывал (остальное мог и раздавить. Когда) Государь жаловал сырое мясо, то непременно варил его и представлял (предкам. Когда) Государь дарил живую скотину, то непременно откармливал (а не убивал). (Когда он прислуживал или) предстоял (т. е. участвовал в) пище Государя (то как скоро) Государь принесет жертву (изобретателю пищи, Конфуций начинал) есть прежде (самого Государя в знак того, что они не смеют считать себя гостями, а как будто отведывают кушанья за Государя после совершенного им жертвоприношения).
(Перевод В. П. Васильева)
     Когда владетельный князь жаловал его кушаньем, то он непременно, поправив рогожку, предварительно отведывал его. Если князь жаловал его сырым мясом, то он непременно варил его и делал предложение предкам; а если князь жаловал живую скотину, то он кормил ее. Когда он присутствовал при столе у Государя, то Государь приносил жертву (изобретателю приготовления пищи), а Конфуций прежде него начинал есть.
(Перевод П. С. Попова)
     Если князь посылал ему в подарок кушанье, то он, поправив под собой циновку, сразу же его отведывал. Если князь жаловал ему сырое мясо, он варил его и преподносил духам своих предков. Если князь посылал ему в подарок живность, он ее содержал. За столом у князя после того, как князь совершал жертвоприношение, начинал есть с риса.
(Перевод И. И. Семененко)
     Если князь присылал готовое кушанье, непременно расстилал циновку и тут же отведывал его. Если присылал сырое мясо, обязательно варил и преподносил предкам. Если князь жаловал живностью, непременно содержал ее. Прислуживая за трапезой у князя, после того как князь совершал жертвоприношение, вкушал пищу первым.
(Перевод А. Е. Лукьянова)