Оглавление

1. Учиться
2. Правитель
3. Восемью рядами
4. Там, где человечность
5. Гунье Чан
6. Вот Юн…
7. Я продолжаю
8. Великий первенец
9. Учитель редко…
10. В своей деревне
11. Прежде люди, изучая…
12. Янь Юань
13. Цзылу
14. Сянь спросил…
15. Князь Чудотворный
из удела Вэй

16. Младший
17. Ян хо
18. Владетель Вэй
19. Цзы-чжан
20. Яо сказал…

Глава 12. Янь Юань

123456789101112131415161718192021222324
 
12:10
     Цзы чжан спросил (Конфуция: «Каким образом) возвысить добродетели и отличать заблуждения?» Философ сказал: «Поставить во главе преданность и верность (честность), переселяться (от неправды) к истине, значит возвышать добродетель. Любя (кого),— желать, чтобы он жил, ненавидя — желать его смерти; как скоро (в одно и то же время) желаем его жизни и желаем его смерти — это значит заблуждаться. Поэтому в Ши-цзине (Сяо-я IV) сказано: Поистине (это) не из-за богатства, а только из-за оригинальности!"»
(Перевод В. П. Васильева)
     Цзы-чжан спросил: «Как возвысить добродетель и отличить заблуждение?» Конфуций отвечал: «Принимать за руководительное начало преданность и искренность и обращаться к справедливости — это значит возвышать добродетель. Любя, кого вы желаете, чтобы он жил, ненавидя, кого вы желаете, чтобы он умер. Коль скоро вы желаете жизни и в то же время желаете смерти — это будет заблуждение. В Ши-цзине сказано: Положительно не из-за богатства (он бросил меня), а только из-за разнообразия (т. е. что новая любовь имеет для него особую прелесть)"».
(Перевод П. С. Попова)
     Цзычжан спросил о том, как возвысить добродетель и обнаружить заблуждение. Учитель ответил:
     — Если для тебя всего важнее честность и преданность и ты стремишься к справедливости, то возвысишь добродетель.
     Любя кого-нибудь, желают, чтобы он был жив, а если ненавидят — чтобы умер. Желать кому-то, чтобы он был жив иль умер,— это заблуждение.
          Тебя влечет к ней не богатство,
          А жажда новых впечатлений.
(Перевод И. И. Семененко)
     Цзычжан спросил о том, как возвысить (возродить) Дэ и распознать заблуждение.
     Учитель ответил:
     — Руководствоваться преданностью и доверием, обращаться к долгу — это и есть возвышение Дэ.
     Любя кого-либо, желают, чтобы он жил.
     Ненавидя кого-либо, желают, чтобы он умер.
     Но если желают кому-либо жизни и вместе с тем смерти — это и есть заблуждение.
     В «Ши» сказано:
          По правде богатства вам это не даст,
          Вы лишь совершите этим ошибку.
(Перевод А. Е. Лукьянова)