Оглавление

1. Учиться
2. Правитель
3. Восемью рядами
4. Там, где человечность
5. Гунье Чан
6. Вот Юн…
7. Я продолжаю
8. Великий первенец
9. Учитель редко…
10. В своей деревне
11. Прежде люди, изучая…
12. Янь Юань
13. Цзылу
14. Сянь спросил…
15. Князь Чудотворный
из удела Вэй

16. Младший
17. Ян хо
18. Владетель Вэй
19. Цзы-чжан
20. Яо сказал…

Глава 12. Янь Юань

123456789101112131415161718192021222324
 
12:19
     Цзы Кан-цзы, спрашивая о правлении у Кун-цзы, сказал: «Если убивать беспутных (т. е. беззаконных, преступников), чтобы (другие) подошли к пути, то каково?» Кун-цзы с почтением отвечал: «Ты, господин, управляешь, к чему же нужно убивать? Если ты желаешь быть добрым, то и народ (будет) добр. Благородного мужа (начальника) добродетель (то же, что) ветер, подлого человека (низшего) добродетель — трава; ветер (очутившись, дуя) над травою, непременно наклонит (ее)».
(Перевод В. П. Васильева)
     Цзи Кан-цзы, спрашивая у Конфуция о правлении, сказал: «Что вы скажете, если мы будем казнить (убивать) беззаконных людей для образования нравственных людей?» Конфуций отвечал: «Вы управляете, зачем же прибегать к убийству? Если Вы пожелаете быть добрым, то и народ будет добр. Добродетели благородного мужа — это ветер а качества низкого человека — это трава, и ветер, гуляющий по траве, непременно пригибает ее».
(Перевод П. С. Попова)
     Цзи Кан-цзы спросил Кун-цзы об управлении государством: «Как вы смотрите на убийство людей, лишенных принципов, во имя приближения к этим принципам?» Кун-цзы ответил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа [подобна] ветру; мораль низкого человека [подобна] траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».
(Перевод В. А. Кривцова)
     Благодетельный из Младших, беседуя с Конфуцием об управлении государством, спросил:
     — Что если казнить беспутных ради сближения с теми, у кого есть путь?
     Конфуций ответил:
     — В Ваших руках бразды правления, зачем же Вам казнить? Вам стоит лишь увлечься самому хорошими делами, и весь народ тотчас же устремится ко всему хорошему. У благородного мужа добродетель — ветер, у малых же людей она — трава; склоняется трава вслед ветру.
(Перевод И. И. Семененко)
     Цзи Канцзы, обращаясь к Конфуцию за разъяснением об управлении, сказал:
     — Каково, если казнить тех, кто не обладает Дао, и приближать тех, кто обладает Дао?
     Конфуций отвечал:
     — Вы делаете политику, зачем же прибегать к казням? Если Вы пожелаете добра, то и народ станет добрым. Дэ благородного мужа — ветер, Дэ маленького человека — трава. Трава под ветром всегда гнется.
(Перевод А. Е. Лукьянова)