Глава
17. Ян Хо
17:8
Философ сказал: «Ю, ты слышал ли шесть слов, (в которых заключаются шесть недостатков?» В ответ (тот) (сказал): «Нет еще». «(Постой), садись, я скажу тебе: любить человеколюбие, не любя учиться (этому человеколюбию) от этого недостаток: глупость; любить знание, не любя учиться, от этого недостаток: фантазерство; любить честность, не любя учиться, недостаток этого (вред) разбой; любить прямоту, не любя учиться, недостаток этого: возмущенье; любить твердость, не любя учиться, недостаток этого: взбалмошность (наглость)». (Перевод В. П. Васильева) Философ сказал: «Ю, слышал ли ты, что такое шесть слов и (соединенные с ними) шесть недостатков?» «Нет», был ответ. «Ну, постой, я объясню тебе: питать любовь к гуманности и не учиться недостатком этого будет глупость (простота); питать любовь к знанию и не любить учиться недостатком этого будет шаткость (беспочвенность); питать любовь к четкости и не любить учиться недостатком этого будет нанесение вреда людям; любить прямоту и не любить учиться недостатком этого будет горячность; любить мужество и не любить учиться недостатком этого будет возмущение; любить твердость и не учиться недостатком этого будет сумасбродство». (Перевод П. С. Попова) Учитель сказал: «Ю, слышал ли ты в шести фразах о шести пороках?» [Цзы-лу] ответил: «Нет». Учитель сказал: «Садись! Я расскажу тебе. Любить человеколюбие и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к тупости. Любить мудрость и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к тому, что человек разбрасывается. Любить правдивость и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к нанесению ущерба самому себе. Любить прямоту и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к грубости. Любить мужество и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к смутьянству. Любить твердость и не любить учиться. Порок в том, что это ведет к сумасбродству». (Перевод В. А. Кривцова) Учитель спросил: Ю! Ты слышал о шести достоинствах, переходящих в шесть заблуждений? Нет! ответил Цзылу. Сядь! Я скажу тебе. Когда стремятся к человечности, но не хотят учиться, То это заблуждение приводит к глупости; Когда стремятся проявить свой ум, но не хотят учиться, То это заблуждение ведет к дерзости; Когда стремятся быть правдивыми, но не хотят учиться, То это заблуждение приносит вред; Когда стремятся к прямоте, но не хотят учиться, То это заблуждение приводит к грубости; Когда стремятся быть отважными, но не хотят учиться, То это заблуждение приводит к смуте; Когда стремятся к непреклонности, но не хотят учиться, То это заблуждение приводит к безрассудству. (Перевод И. И. Семененко) Учитель сказал: Ю, слышал ли ты шесть изречений о шести пороках? Тот ответил: Нет! Учитель сказал: Вот как? Я скажу тебе о них. Любить человеколюбие и не любить учиться (= не философствовать) порок в том, что это ведет к тупости. Любить мудрость и не любить учиться порок в том, что это ведет к нерешительности. Любить доверие и не любить учиться порок в том, что это ведет к предательству. Любить прямоту и не любить учиться порок в том, что это ведет к грубости. Любить храбрость и не любить учиться порок в том, что это ведет к смутьянству. Любить твердость и не любить учиться порок в том, что это ведет к безрассудству. (Перевод А. Е. Лукьянова)
|