Глава
2. Правитель
2:23
Цзы-чжан (ученик Конфуция) спросил, можно ли знать (происшествия вперед за) десять поколений (или веков). Кун-цзы сказал: «Династия Ин основывалась (или последовала в своих учреждениях) на церемониях (или правилах династии) Ся, (которая ей предшествовала). Что убавлено и прибавлено в них, то это можно знать, (т. е. это известно). Династия Чжоу основывалась на церемониях (династии) Инь что прибавлено и убавлено в них можно знать поэтому, если случится, что некоторые (династии) будут следовать за (династией) Чжоу, (при которой жил Конфуций), то можно знать (наперед), хотя бы за сто веков (или династий)». (Перевод В. П. Васильева) Цзы-чжан спросил: «Можно ли наперед знать, что будет в последующие 10 поколений?» Философ сказал: «Династия Инь руководствовалась Сяскими правилами, и что было в них убавлено или прибавлено, можно знать; династия Чжоу пользовалась Иньскими правилами, прибавления и убавления в которых также можно знать. Если бы случилось так, что Чжоускую династию сменила бы другая, то даже и на 100 столетий вперед можно было бы узнать, что будет». (Перевод П. С. Попова) Цзы-чжан спросил: «Можно ли знать, что будет десять поколений спустя?» Учитель ответил: «[Династия] Инь унаследовала ритуал [династии] Ся; то, что она отбросила, и то, что она добавила, известно. [Династия] Чжоу унаследовала ритуал [династии] Инь; то, что она отбросила, и то, что она добавила, известно. Поэтому можно знать, что будет при преемниках династии Чжоу, хотя и сменят друг друга сто поколений». (Перевод В. А. Кривцова) Цзычжан спросил, можно ли узнать, что будет через десять поколений. Учитель ответил: Дом Инь основывался на обрядах дома Ся, Что сохранил из них и добавил, можно знать; Дом Чжоу опирался на обряды Инь, Что сохранил из них и добавил, можно знать; И о тех, кто, возможно, будет следовать за Чжоу, Пусть и за сотню поколений, можно знать. (Перевод И. И. Семененко) Цзычжан спросил: Можно ли узнать, что будет десять поколений спустя? Учитель ответил: (Династия) Инь основывалась на ритуале (династии) Ся, что она изъяла и что внесла нового, это известно. (Династия) Чжоу основывалась на ритуале (династии) Инь, что она изъяла и что внесла нового, это тоже известно. Поэтому и о том, что будет при преемниках (династии) Чжоу, пусть пройдет хоть сто поколений, можно узнать. (Перевод А. Е. Лукьянова)
|