Оглавление

1. Учиться
2. Правитель
3. Восемью рядами
4. Там, где человечность
5. Гунье Чан
6. Вот Юн...
7. Я продолжаю
8. Великий первенец
9. Учитель редко...
10. В своей деревне
11. Прежде люди, изучая...
12. Янь Юань
13. Цзылу
14. Сянь спросил...
15. Князь Чудотворный
из удела Вэй

16. Младший
17. Ян хо
18. Владетель Вэй
19. Цзы-чжан
20. Яо сказал...

Глава 14. Сянь спросил...

123456789101112131415161718192021222324252627282930313233
3435363738394041424344
 
14:1
     Сянь (как было имя ученика Конфуциева Юань сы) спросил: «(В чем состоит) стыд?» Философ сказал: «(Ко)гда государство имеет Путь (благоустроено — даром получать) хлеб (т. е. жалованье), и когда Государство не имеет Пути (даром получать) хлеб: (это) стыд».
     (Предполагается продолжение вопроса Сяня): «Не стремящийся к превосходству, (не) тщеславный, (не) ропщущий, (не) желающий (не жадный) — можно (ли это состояние) назвать человеколюбием?» Философ сказал: «Можно (достижение этого) сделать (т. е. почитать) трудным; человеколюбие (ли это), я не знаю».
(Перевод В. П. Васильева)
     Сянь спросил: «Что постыдно?» Философ ответил: «Думать только о жалованье, когда в государстве царит порядок и думать о том же, когда в нем нет порядка — это постыдно».
     «Когда тщеславие, самомнение, ропот и алчность подавлены, то можно ли это считать за гуманизм?» — снова спросил Сянь. Философ ответил: «Это можно считать за совершение трудного дела, но гуманизм ли это — я не знаю».
(Перевод П. С. Попова)
     Сянь спросил о том, что значит «стыдно». Учитель ответил:
     — Стыдно получать жалованье, и когда в стране есть путь, и когда его там нет.
     — А может ли считаться человечностью избавление от тщеславия, высокомерия, зависти и алчности?
     — Это можно считать труднодостижимым. Что же касается человечности, то я не знаю,— ответил Учитель.
(Перевод И. И. Семененко)
     Сянь спросил о том, что постыдно. Учитель ответил:
     — Когда в государстве есть Дао, чиновникам платят жалование. Когда в государстве нет Дао, чиновникам также платят жалование — вот что постыдно.
     Сянь спросил:
     — Если не убивать, не карать, не проявлять страстей, можно ли считать это человеколюбием?
     Учитель ответил:
     — Можно назвать это труднодостижимым, а вот можно ли считать человеколюбием — не знаю.
(Перевод А. Е. Лукьянова)